Инфраструктура детства » Информационное агентство "Строительство" - Татарстан

  Москва +1 °C.
Архив публикаций
«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
01 сен 11:50Власть

Инфраструктура детства

Автор: [xfgiven_autor] [xfvalue_autor] [/xfgiven_autor]

Три триллиона рублей на 10 лет – такая сумма потребуется на выполнение программы «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях на 2016–2025 годы». Регионы страны ждет масштабное строительство школ и детских садов. Однако типовые советские проекты больше не отвечают требованиям времени. Что же надо учитывать при проектировании и строительстве детской инфраструктуры?

 

Демографический тренд, а именно рождаемость в стране – важный ориентир для застройщиков и вызов для властей. 

Максимальное за последние годы число детей родилось 2015-2016 годы. По прогнозам Уральской палаты недвижимости, нагрузка на школы в ближайшие годы продолжит повышаться. Доля покупателей с детьми будет только расти, а значит школа станет важнейшим фактором ликвидности предложения на рынке новостроек.

Типовые проекты нетипичных школ

 «Сегодня массовое образование уходит от единообразия в сторону вариативности, в старом школьном здании ему становится просто «тесно». Поэтому в идеале мы стремимся создать набор типовых проектов современной российской школы», – говорил в 2016 году бывший тогда министром строительства РФ Михаил Мень. 

Сегодня в реестр типовых проектов от Татарстана включены наиболее экономичные типовые проекты по следующим объектам: детские дошкольные образовательные учреждения на 80, 120, 140, 220, 260, 340 мест; общеобразовательные школы на 100, 560, 800, 1224 и 1501 ученических места. 

Но исчерпывают ли требования к современному образовательному процессу проекты типовых школ? Наш эксперт, гендиректор Центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марк Сартан считает, что нет.

– Во-первых, им не хватает индивидуальности, на то они и типовые, – констатирует он. – Сегодня индивидуализация образования – требование закона, стандарта и времени, одинаковые для всех образовательные программы уходят в прошлое. Хорошо бы вместе с ними остались в прошлом и унылые типовые школьные здания. Во-вторых, им не хватает взаимосвязи пространственной организации с образовательными сценариями. В школу вошли групповые и индивидуальные формы работы, детские проекты, диспуты и дискуссии, смешанное обучение, самообразование... А здание по-прежнему проектируется и оборудуется так, чтобы дети молча сидели, глядя в затылок друг другу, и внимали учительскому монологу. Такой подход устарел.

По мнению эксперта, продвинутость и функциональность школ – не всегда огромные затраты, есть пути оптимизации. 

– Можно отказаться от строгой специализации кабинетов, доставшейся в наследство от школы индустриальной эпохи с ее акцентом на предметное обучение. Универсальные кабинеты экономичнее, их легче загрузить оптимальным образом. Многофункциональные общественные пространства тоже дают выигрыш в площадях, если их содержательно насытить образовательными функциями. В общем, резервы и ресурсы имеются. И если мы не оперируем понятием «типовая школа» и не стремимся множить одинаковые проекты учебных заведений, каждая из таких нетипичных школ становится примером стремления к инновационному образованию и служит если не матрицей для копирования, то вдохновением для новых идей.

Среди реализованных проектов «продвинутых» школ Марк Сартан привел комплекс «Точка будущего» в Иркутске, над которым «Умная школа» работала с датским бюро Cebra и московскими проектировщиками UNK Project. Рядом с комплексом учебных зданий расположен поселок приемных семей. Также у всех на слуху московские и подмосковные проекты «Летово», Инженерный корпус гимназии «Царицыно», Хорошевская гимназия и Гимназия им. Е.М. Примакова, отмечает эксперт.

Школы с тиром, киностудией и «тренажеркой»

В Татарстане также есть примеры реализованных нетиповых школ, о которых советские школьники могли только мечтать. 

Проектирование новых школ идет в основном по блочному принципу – такой тип соответствует европейской психологической модели, предполагающей изоляцию разных возрастных групп. Малыши занимаются в оборудованных специально для их возраста помещениях, классы для подростков отвечают уже другим запросам. 

По подобному проекту строятся новые казанские школы – одна из них в ЖК «Весна», другая - в ЖК «Соловьиная роща» (лицей №186). Оба учебных заведения примут детей совсем скоро – 1 сентября. 

Школа по ул.Мамадышский тракт на 1501 место - самая большая в Татарстане (общая  площадь 31 031 кв.м). Блок А предназначен для старшеклассников, в его подвальном помещении запроектирован учебный тир. В блоке В с первого по третий этажи будут учиться начальные классы, а на четвертом – более старшие. На первом этаже центрального блока Б предусмотрены раздевалки с санузлами и душевыми для спортзалов. На втором этаже – актовый зал на 500 мест, где предусмотрена рассадка амфитеатром - с перепадом высот. На третьем этаже расположились кухня, доготовочная и буфет. В блоке Г будет  библиотека с фондохранилищем и сразу пять спортзалов. Это большой и малый залы, помещение для хореографии, зал для маломобильных граждан и тренажерный зал. Каждый ученик сможет заниматься тем видом спорта, который ему интересен. Застройщиком объекта выступил ООО «Ак Таш», стоимость строительства составила более 1 млрд руб., из них 70% суммы выделено из федерального бюджета.

Многопрофильный лицей №186 на 1224 ученика будет иметь естественно-научный уклон. В здании есть зона проектной работы и кабинеты для подготовки к ЕГЭ, помещения для кружков, включая кино- и фотостудию. Две столовые смогут одновременно принимать до 500 детей, на такую же вместимость рассчитан актовый зал. Для учащихся с особенностями здоровья будут оборудованы лифты. «Такую школу в Татарстане еще не строили», – отметил заместитель директора ГИСУ РТ Ильнур Калимуллин.

Всего за 8 лет – с 2010 по 2018 годы в Татарстане построены 54 школы на 21 974 места, стоимость их строительства составила 17,31 млрд руб. Они возводятся в рамках программ «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 гг.», ФЦП «Жилище», «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и до 2020 гг».

В 2018 году в республике сдано в эксплуатацию 10 новых школ на 5497 мест. В нынешнем году, по данным Минстроя РТ, строятся 16 объектов в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске, Чистополе, Елабуге, Пестречинском районе, а также в Иннополисе.

 

Детские сады: ставка на ясли и доступную среду

Один из новых трендов в строительстве дошкольных учреждений - создание ясельных мест для детей от полутора лет. Такие детсады строятся по нацпроекту «Демография». Из 6010 новых мест в построенных в 2019 году детских садиках 3090 – ясельные. 

Еще одна новая тенденция – проектирование дошкольных учреждений с учетом их доступности для маломобильных детей. 1 сентября откроется подобный садик в ЖК «Волжские просторы» по ул. Рауиса Гареева рассчитанный на 220 мест, оборудован лифтом. Посещать его смогут дети от полутора лет – ясельные группы разместились на первом этаже здания. У каждой группы своя спальня, гигиеническая комната, буфетная и раздевалка. Особенность садика в том, что при его проектировании учитывалось все для гармоничного развития самых маленьких. Обычные садики проектируются для детей старше трех лет. 

На строительство из бюджета РТ выделен 201 млн рублей, застройщик – ООО «БарсЭлитСтрой». Объекты с облегченным доступом для маломобильных детей появляются не только в Казани. Еще в феврале открылся такой детсад  на 160 мест в с.Ново-Шигалеево Пестречинского района. 

Динамика строительства детских садов в республике положительная: если в 2018 году в строй ввели 7 дошкольных учреждений, то в текущем году – 29. Постепенно выполняется задача по обеспечению детсадами новых районов Казани, которые считались в этом отношении проблемными: три детских сада на 740 мест в 2019 году должны открыться в микрорайоне «Салават купере». Конечная цель обеспечить к 2022 году местами в детских садах всех детей Татарстана, создав более 9 тыс. мест. При этом новым этапом в развитии образования, как отметил глава Минобразования РТ, станет создание полилингвальных, то есть многоязыковых образовательных комплексов.

 

210 детсадов за 8 лет

За 2010-2018 годы в Татарстане в по программам «Бэлэкэч», «Дорожная карта», «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и до 2020 гг.», а также ФЦП «Жилище», приоритетному проекту «Ипотека и арендное жилье», а также вне программ построено 210 новых детсадов на 31 490 мест. Как сообщили в Минстрое РТ, до конца 2019 года в планах построить 29 детсадов на 6010 мест, однако конец года – срок максимальный: по поручению Президента Татарстана в республике предпринимаются все усилия по сдаче объектов к 1 сентября. 

Второе дыхание

С 2012 года в республике реализуется программа капремонта детских садов и школ, срок эксплуатации которых превышает 30 лет. Это самая крупная программа по ремонту объектов социального значения в республике. Она предусматривает ремонт кровли, внутренних инженерных коммуникаций, входных групп, санузлов, замену окон и межкомнатных дверей, ремонт фасада и отмостки. В коррекционных школах проводится комплексный ремонт. В детсадах дополнительно выполняют устройство теплых полов на первом этаже. 

По программе капремонта объектов образования в 2019 году в РТ должны быть отремонтированы 39 школ (из них 10 коррекционные) на сумму 788 521 тыс. руб. и 113 детсадов на 2 147 313 000 руб.


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:




Похожие статьи:
Неблагонадежный и невыездной архитектор Леонид Баталов: за отказ вступить в КПСС расплата была жесткой

Передача построенных социальных объектов на баланс государству – история с нюансами

«Да, да! Прямо все лезут в Москву, будто она резиновая!»

Компания REHAU: 20 лет на российском строительном рынке

Владимиру Якушеву, министру строительства и ЖКХ РФ

Наверх