« Март 2023 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
«Эко-Берег» в Казани: возвращение к природе
С 4 по 6 октября в Казани прошел международный архитектурный фестиваль «Эко-Берег 2018». В прошлом году площадкой был наш «сосед» – Нижний Новгород, а идею провести очередной конкурс в столице Татарстана подал год назад президент Союза архитекторов России Николай Шумаков. Мы изучили конкурсные проекты.
Город на Волге
Фестиваль «Эко-Берег» проводится с 2010 года, он уже проходил в Анапе, Зеленогорске, Сочи, Одессе, Москве, Баку и Нижнем Новгороде. На фестиваль в Казани было подано 79 заявок, причем 11 поступило из-за рубежа – из Китая, Великобритании, Турции, Болгарии, США, Австралии, Канады, Италии. Казанские архитекторы подали 21 заявку.
К участию в конкурсе «Активизация городских функций Казани в акватории Волжской излучины» было отобрано 45 проектов российских и зарубежных архитекторов, как профессиональных, так и студентов.
– Казань выбрана городом для проведения очередного фестиваля «Эко-Берег» неслучайно, - заметил заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Владимир Кудряшев. – Столица Татарстана – город на двух реках, Волге и Казанке, у нас обширная территория является прибрежной, соприкасается с водой. Предметом конкурса архитектурных проектов этого года мы выбрали территорию от пассажирского Речного порта до Кировской дамбы, а в качестве исходных данных для обосновывающей части конкурсантам дали обширную территорию от так называемого будущего Казанского финансового района и Старо-татарской слободы – это часть грузового порта и промышленных территорий. В дальнейшем предполагается реабилитация данной территории и реорганизация промышленных площадок, включая и Адмиралтейскую слободу. Концепция ее развития, разработанная архитектурным бюро Speech, уже утверждена, и сейчас завершается внесение изменений в проект планировки “Старое русло Казанки», – отметил замминистра.
Пять победителей
Из 45 проектов выбрали пять лучших. Первое место никому не досталось, зато второе поделили между собой два, а третье – целых три авторских коллектива.
В проекте Павла Тиняева и Елены Корниловой (2 место) большое внимание уделяется развитию водной составляющей – созданию новых гаваней для яхт, школы водных видов спорта, организованного пляжа, спа-комплекса с открытыми бассейнами, которые зимой можно превращать в каток.
Концепт Алексея Беленько, также занявший второе место, выдвигает решение ряда проблем этой территории. Чтобы предотвратить полное заиление акватории предлагается построить диффузор течения в виде островных территорий, а профили каналов рассчитать на ускорение течения к устью – проточная система позволит акватории самоочищаться от донных отложений.
Один из проектов, занявший третье место (авторы - Роман Леонидов, Александр Шутегов, Светлана Фианцева, Юлия Галкина и др.) предполагает объединение в единую пешеходную и велосипедную сеть Кремля, парка Молодоженов, железнодорожного вокзала, Кировской дамбы, Новой дамбы и Вороньего куста, а также набережной Казанки; создание пешеходной эстакады. Транспортные потоки предлагается направить в тоннели с полной изоляцией, поверх них обустроить парк, а на острове Вороний куст обустроить пляж и построить гостевые дома.
Авторский коллектив Юрия Ковалева, Надежды Теслер, Елены Астраханцевой, Марты Григорян и Тамары Русановой представил концепцию, предполагающую вывод коммунальных объектов и строительство на освободившемся месте объектов общественного назначения,обеспечивающих контакт человека с водой: пешеходных дорог и галерей, спусков, мостков, террас.
Концепт «Набережная Альфреда Халикова» авторства Тимура Мухаметзянова одной из главных задач ставит снизить депрессивность этой территории, а также сделать место посещаемым, решив проблему неразвитости его общественных функций. Чтобы улучшить экологическую обстановку локации, предлагается очистить воду и превратить полуостров «Локомотив» в цепочку островов.
Оба эти проекта также получили третью премию.
В ноябре проекты-победители можно будет увидеть на выставке «Зодчество-2018» в московском «Манеже». А что касается их воплощения, то пока еще это не проекты, а концепции, авторов которых Минстрой Татарстана обещает пригласить к дальнейшей работе над преобразованием этой территории. В Нижнем Новгороде предложения конкурсантов «Эко-Берега» использовали при работе над территорией Стрелки, где построен стадион к ЧМ-2018 по футболу.
Идея vs опыт
Посетившие фестиваль эксперты в области градостроительства оценили его неоднозначно.
– Профессиональный подход к созданию проектов достаточно высокий, – отметил градостроитель Айдар Тимербулатов. – При этом представленные в них технические, технологические, градостроительные решения не отличаются инновационностью. И, несмотря на то, что мероприятие называется «Эко-Берег», на мой взгляд, в проектах не нашло должного отражения применение современных экологических технологий. Городу надо обеспечить доступ жителей к воде, восстановить уникальную городскую водную экосистему – в конкурсных проектах этому не уделено внимания. К примеру, когда при строительстве моста в Сорочьих Горах стало ясно, что вода будет застаиваться, ей было дополнительно обеспечено движение с южной стороны транспортной дамбы. Аналогичные решения можно применить и на стрелке Казанки, и в районе грузового терминала речного порта – чтобы вода не стояла, оживилась ихтиофауна, энергетика этого места. Не было предложений по использованию габионов в гидротехническом строительстве. В целом, экологических решений в представленных проектах мало – ни уже апробированных, ни, тем более, инновационных. А они должны быть – ведь именно для акватории Приволжского района крайне актуален вопрос работы очистных сооружений, состояние зон речного порта, нефтепричалов, городских пляжей. Считаю, что в создании таких проектов кроме архитекторов должны участвовать экологи, географы, урбанисты, гидротехники, девелоперы и другие специалисты, поскольку без этого конкурс не может оправдать свое проведение. Форум привлек пока не так много участников и зрителей, хотелось бы видеть его более масштабным.
Кроме того, по мнению казанских экспертов, предметом конкурса стала слишком ограниченная территория.
– Определенный плюс этого конкурса в том, что он привлекает внимание к прибрежной зоне. Однако для проектов выбрана лишь небольшая ее часть – примерно 100 га в месте, где Казанка впадает в Волгу. Я бы расширил тематику, взяв предметом хотя бы всю акваторию Казанки в пределах города. Следующий этап – разработка мастер-плана территории от речпорта до Победилово с расширением в акваторию Куйбышевского водохранилища. Я не увидел здесь ответов на вопросы о градостроительной составляющей – как предлагается решить инфраструктурные задачи, – отметил Тахир Давлетшин, экономист, автор концепции генплана «Казань – полицентричный город на Волге».
Так же думает и Айдар Тимербулатов:
– Уверен, что разработка проекта ограниченной территории стрелки Казанки целесообразна только в увязке с комплексным развитием Ново-Татарской слободы, восстановления его уникального национального колорита. Тем не менее, подобные мероприятия однозначно нужно приветствовать – они позволяют вовлечь в работу над улучшением городской среды молодежь. Сегодня казанцы активно обсуждают новый генплан Казани, и такие проекты вполне могут быть учтены в его составе.
Первый вице-президент Союза архитекторов России, заслуженный архитектор РФ Виктор Логвинов уверен, что главная задача фестиваля – поиск новых идей:
– Было бы трудно требовать от конкурсного проекта «на идею», чтобы в нем была глубокая проработка всех аспектов реализации этого проекта – экономических, экологических и так далее. Это не тот жанр. В данном случае главное – это концепция, а детали будут просчитываться у проектов, выбранных к реализации, с привлечением разных специалистов. Уровень проектов разный - и мастера международного класса, и студенты имеют возможность выразить свои идеи. Есть выбор, а это главное в открытом конкурсе.
Одно не вызывало у участников и гостей фестиваля никаких сомнений: территорию, ставшую предметом архитектурного конкурса, необходимо развивать.
– Сегодня Казань активно развивается в Лаишевском, Пестречинском, Высокогорском направлениях. Расширение города создает массу инфраструктурных проблем – вопросы транспорта, уборки мусора, водопровода, канализации усложняются. После бума строительства в последние 15 лет свободных территорий в центре города практически не осталось, под новое строительство вырубаются зеленые насаждения или же разрушается исторический центр. Между тем, в Казани есть территории, на которых можно строить современный город, не жертвуя экологией – это акватория Волги от речпорта до Победилово, а также часть акватории Казанки. Когда-то эта идея воспринималась в штыки, сейчас этот вопрос актуализировался, но в разрабатываемом генплане мало внимания уделяется прибрежной зоне. А ведь потенциал у той же выходящей к Волге Ново-татарской слободы очень высок. Развитие прибрежных территорий могло бы быть очень перспективным, – резюмировал Тахир Давлетшин.
Вернуться к истокам
На конференции, посвященной проблемам реновации Волги, обсуждали особенности формирования волжской набережной в Казани и генплана города – доклады представили советник министра Минстроя РТ Николай Васильев и первый заместитель Института генплана Москвы Олег Григорьев. Опытом с казанскими архитекторами и градостроителями делились и коллеги из соседних регионов. Так, декан факультета дизайна АСА СамГУ Светлана Малышева рассказала о проблемах развития набережных Самары, председатель пермского Союза архитекторов Виктор Важенников – о проекте возрождения исторического центра Перми, по которому протекает река Егошиха. А директор Института архитектуры и дизайна КГАСУ Карина Набиуллина и доцент кафедры дизайна КГАСУ Александрина Михайлова познакомили аудиторию с зарубежным опытом организации прибрежных городских пространств по итогам своего обучения в Вене. Они подчеркнули, что главным в оформлении набережной искусственно расширенных протоков Дуная в столице Австрии является акцент на естественную природу. В отличие от Казани, на этих набережных мало общественных активностей, что позволяет жителям одновременно ощущать себя и горожанами, и наслаждаться природной средой.
Стремление вернуть природу в городское пространство стало своеобразным лейтмотивом «Эко-Берега-2018». «Архитектура сегодня находится в глубоком идейном кризисе. И выход из этого кризиса, на мой взгляд, в возвращении к истокам, к природе. Природа подскажет и сделает архитектуру совершенно другой, откроет абсолютно невиданные перспективы», - подытожил Виктор Логвинов, закрывая рабочую программу фестиваля. А в беседе с корреспондентом «Стройэкспертизы» эксперт поделился мнением по развитию акватории Волжской излучины:
– Мероприятие в целом и конкурс проектов, как самая острая его часть, организованы замечательно. При этом мы не можем ожидать от конкурса каких-то прорывных результатов. Здесь есть своеобразный разрыв между ожиданиями и реальностью. С одной стороны, это желание как можно быстрее благоустроить эту территорию, исходя из реальных возможностей на сегодняшний день, с другой – шанс открыть какие-то новые горизонты. Для этого как раз и нужны новые идеи, а главное – смелость их принять. Так, конкурс показал, что, не убрав железную дорогу и автомобильную эстакаду вдоль берега, его никогда не оживить. К слову, преобразование этой территории, имеющей огромный рекреационный потенциал, может быть очень выгодно экономически, учитывая, что ежегодно Казань ожидает в среднем около 3 миллионов туристов.
Вся мировая практика, по словам Логвинова, говорит о том, что транспортные пути надо либо поднимать на эстакаду, либо убирать под землю. Выход к воде город обязательно должен иметь, в том числе и здесь, на этой ценнейшей территории.
– В Кельне магистраль, идущую вдоль набережной, убрали под землю, а сверху разбили парк, который стал любимым и знаковым местом в городе. Полумеры здесь не годятся, потому что через 20-30 лет все равно придется возвращаться к этой идее, только воплощение ее уже будет более дорогостоящим. Рассматривать проекты надо комплексно: например, сколько территории после переноса эстакады над или под землю освободится для застройки и для публичных пространств. И какая отдача будет от этой территории.
Традиционно одним из главных партнеров фестиваля «Эко-Берег-2018» выступает компания KNAUF – уже четвертый год.
– Для нас важно поддержать усилия международного архитектурного сообщества по экологическому освоению прибрежных территорий городов, где проводится фестиваль, – отметил руководитель службы корпоративных коммуникаций группы КНАУФ СНГ Леонид Лось. – На конференции и выставке всегда собирается интересная для нас аудитория архитекторов – от маститых мастеров до молодых начинающих специалистов, приглашаются студенты местных архитектурных вузов. Наша компания имеет возможность представить свои инновационные разработки для российских архитекторов. В Казани мы рассказали о применении цементных плит «Аквапанель», которые начали выпускать на своем российском заводе в Тульской области, и представили возможности гипсовой строительной плиты «Сапфир», имеющей повышенные характеристики по прочности, звукоизоляции и огнестойкости.
Журнал "Стройэкспертиза"
Фото Марат Мугинов




