« Март 2023 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Открытие года: обновленная ГСИ, которую сравнили с музеем MoMA в Нью-Йорке
7 декабря после реконструкции открылась Галерея современного искусства ГМИИ РТ в Казани. И это грандиозное перевоплощение. До реставрации - здание советской постройки, где конструкции прогнили, с крыши лилась вода, а выставки соседствовали с вещевыми ярмарками. После - уникальное арт-пространство, которое эксперты сравнивают с музеем MoMA в Нью-Йорке.
Здание Галереи современного искусства Государственного музея изобразительных искусств РТ, спроектированное заслуженным архитектором РФ Германом Бакулиным и открытое в 1979 - знаковое не только для Казани. Выставочный зал Союза художников ТАССР долгое время был одним из главных центров художественной жизни Поволжья.
Вернуть ему былую славу, превратив разрушающееся здание в современную галерею на уровне мировых стандартов - такая амбициозная задача ставилась перед реставраторами.
СПРАВКА
В капремонт и реконструкцию Галереи современного искусства Государственного музея изобразительных искусств РТ вложено 343 млн рублей. Работы велись с февраля 2017 года, заказчиком выступил Главинвестстрой РТ, генподрядчиком – ООО «Реставратор». Сейчас в Галерее 3500 кв. метров выставочных площадей, шесть экспозиционных залов, лекторий, детская арт-площадка. Обновленное пространство станет базой для синтеза изобразительного и театрального искусства, музыки и кино.
Не реконструкция, а след в истории
- Если в новом строительстве ты можешь прогнозировать ход событий, то реконструкция, капремонт и тем более реставрация – это всегда извилистая дорога, полная сюрпризов, - рассказывает директор ООО «Реставратор» Рустем Хасанов.
Обследовать здание, чтобы разработать проект реконструкции пришлось в условиях работающей галереи. Снятые со стен драпировки, декорации и штукатурка обнажили серьезные конструктивные дефекты - глубокие трещины.
– Первые полгода мы только вырабатывали понимание того, что здание нуждается в более серьезном вмешательстве, нежели частичный ремонт, – делится Рустем Хасанов.
В итоге в стены встроили укрепивший здание металлический каркас, а трещины проинъецировали. Кровлю пришлось полностью заменить на более легкое и прочное покрытие – технологии и материалы конца семидесятых не отвечают современным требованиям. На задней части фасада заложили оконные проемы. В галерее установили лифт, которого раньше не было. Межэтажные перекрытия облегчили. Инженерные сети заменили полностью.
- Самым сложным было сохранить галерею, не переделывать ее, а сделать этакий ремикс на классику, модернизировать здание, не меняя его сути. Все два года, что шла работа над объектом, нашим консультантом был автор проекта здания, архитектор Герман Бакулин – он еженедельно приходил на стройку. Мы очень рады, что он остался доволен результатом нашей работы: современное здание, сохранившее идею его создателя. Это не просто реконструкция, это след в истории города, то, о чем можно рассказывать потомкам, - говорит Хасанов.
С точностью до градуса
После реконструкции климатическая система ГСИ позволяет экспонировать ценные художественные произведения – температуру и влажность можно установить с точностью до градуса и процента. Датчики Русского музея ведут мониторинг климата в помещениях и отправляют данные в единую онлайн-систему.
О современной климатической системе в музее мечтали давно, рассказала директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева.
– Начиная с 80-х годов дожди нас буквально заливали - протекала крыша, дуло в окна. Зимой здесь было +5 градусов, а летом – очень жарко. После дооснащения фондов хранилища здесь будут храниться уникальные произведения искусства, включая русский авангард. Теперь мы можем без риска принимать международные проекты с очень дорогой страховкой.
Сейчас ГСИ – пространство, комфортное для длительного пребывания, сюда можно прийти всей семьей, и каждый получит удовольствие. Это единственный музей в Казани, где есть лифт и созданы комфортные условия для маломобильной группы посетителей.
Полный интерактив
Интерактивный потенциал ГСИ не имеет равных в регионе. Одним касанием на интерактивных стендах в каждом зале можно получить информацию о картине, биографии художника или прочитать интервью с ним. На потолках проекторы, подключенные к wi-fi. Всё - лампочки, микрофоны, проекторы - включается с планшета. Стены в выставочных залах легко превращаются в экраны для просмотра фильмов или площадки для инсталляций – проекторы могут создавать изображения с яркостью светодиодного экрана даже при дневном освещении.
Возможности нового арт-пространства оценил Президент Татарстана. Надев очки виртуальной реальности, он вступил в морскую битву за штурвалом старинной шхуны. Идея посмотреть на прошлые века с позиции участника событий взята у Санкт-Петербургского музея «Центр перемещения во времени». Его директор Сергей Демчев рассказал, что проект создается на основе архивов, глубокой научной работы и пробуждает у посетителей интерес к отечественной истории. В перспективе в ГСИ можно будет интерактивно изучать историю Татарстана.
Рустам Минниханов высоко оценил проведенную работу:
Мы помним, каким было это здание до реконструкции. Сейчас это современный объект, способный выполнять важные задачи. Я хочу поблагодарить всех – не только тех, кто отреставрировал здание, но и тех, кто работал над новыми и интересными направлениями, которые будут привлекать в Галерею современного искусства жителей республики и гостей города. Уверен, мы будем гордиться этой галереей. Здесь можно творить и творить!
Философия арт-пространства
– Сегодня искусству нужен диалог со зрителем, и обновленная Галерея предлагает множество тем для разговора, - убежден Владимир Кириенко, специалист по сценическим и арт-технологиям из Санкт-Петербурга. Кириенко принимал непосредственное участие в модернизации ГСИ.
- В эру постмодернизма театр буквально врывается в музейное пространство, и без интерактивных возможностей новый музей жить не может. Концепт развития Галереи включает необходимые мультимедийные технологии - и музейные, и сценические. В залах присутствует не только экспозиционное освещение, но и сценический свет. Звуковое оборудование позволяет в каждом зале создавать контент, специально подобранный под конкретную экспозицию. Кроме того, здесь еще есть и «живой» концертный звук. Музей готов к сложным художественным проектам, и мультимедийные возможности, представленные компанией «Реставратор», стали для этого необходимым инструментом. Безо всяких преувеличений, ГСИ сегодня - это площадка мирового уровня, а в России подобных арт-пространств немного.
Помощник Президента РТ Олеся Балтусова отметила, что сохранив узнаваемый облик, Галерея отвечает требованиям сегодняшнего дня, поскольку подача – это всё в современном искусстве:
- Теперь мы сможем демонстрировать работы российских и татарстанских авторов в должном формате. Мы ждем, что галерея даст импульс жизни искусства и культуры, образования. Мы сможем проводить здесь лектории, мероприятия для разной аудитории. У нас есть для этого площадка, которую можно сравнить, пожалуй, с Музеем современного искусства в Нью-Йорке, знаменитым MoMA. Считаю, что зданию галереи очень повезло с подрядчиком – все-таки, объекты республиканского масштаба надо доверять людям, которые осознают этот немыслимый уровень ответственности, не подведут и в итоге станут лучшими в процессе сложной, кропотливой работы.
Стадионы, космодромы, а теперь и галереи
На этот проект было направлено внимание практически всех республиканских структур, имеющих отношение к строительству и культуре: открытие обновленной галереи посетили Президент РТ Рустам Минниханов, мэр Казани Ильсур Метшин, министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин, министр культуры РТ Ирада Аюпова и другие.
Владимир Кудряшев, заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, председатель Союза архитекторов РТ:
– В ходе капитального ремонта на качественном уровне выполнены усиление конструкций, ремонт кровли, фасада и входной группы, замена окон, ремонт, благоустройство и озеленение территории, ремонт внутренних и наружных сетей, монтаж грузового лифта, устройство входов, отделочные работы, приобретены мебель и необходимое технологическое оборудование. Теперь это современный, оборудованный новейшими мультимедийными системами, выставочный зал, который готов принимать экспозиции и мероприятия практически любого масштаба и формата.
По словам Рустема Хасанова, в этот объект вложили огромную часть души все, кто был причастен к его модернизации: Минстрой и Минкульт, ГМИИ РТ, «Татинвестгражданпроект» и «Татдорпроект», которые выступили проектировщиками, ООО «Реставратор» как генподрядчик, специалисты из Москвы, Петербурга и других стран, выступившие консультантами.
- То, что воплощать проект ГСИ доверили нам, татарстанской компании, – предмет особой гордости. Раньше объекты подобного уровня вели москвичи или питерцы. А теперь, получив этот опыт, мы сами можем браться за столичные объекты. Наши компании строят стадионы по всей стране, космодромы – почему бы не строить и выставочные центры? Уверен: это качественный рывок не только для команды «Реставратора», но и для всего стройкомплекса республики, он поднялся на другой, более высокий уровень. Татарстан сегодня может строить любые объекты, в том числе продвинутые арт-галереи – для этого у нас есть и технологические, и человеческие, и интеллектуальные ресурсы. Разве это не круто?




