Прекратить «кранопад» » Информационное агентство "Строительство" - Татарстан

  Москва +13 °C, дождь.
Архив публикаций
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
06 авг 21:23Недвижимость

Прекратить «кранопад»

Автор: [xfgiven_autor] [xfvalue_autor] [/xfgiven_autor]

В конце июля казанские крановщики прекратили работу, требуя соблюдения техники безопасности на грузоподъемных устройствах и норм Трудового Кодекса. К акции присоединились порядка 40 человек, встало около 20 башенных кранов. Позже стройки возобновили работу, но проблема не потеряла актуальности – по оценкам экспертов, требования охраны труда не выполняются в полной мере. «Стройэкспертиза» попыталась разобраться, кто в этом виноват, и что делать.

 

«Хотим работать по правилам»

«На строительных объектах Казани сложилась критическая ситуация: наблюдается повсеместное нарушение требований трудового законодательства, массовое нарушение правил техники безопасности». Необходимо немедленное наведение порядка в сфере безопасности труда и исправности оборудования. Все работы с использованием башенных кранов должны производиться исключительно с соблюдением всех требований и стандартов безопасности и охраны труда, а также санитарных правил и норм, в том числе и к микроклимату на рабочих местах» - так звучали коллективные требования крановщиков, адресованные руководителям строительных компаний.

В многочисленных интервью представители Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА) Юрий Шарипов и Владимир Водолазов рассказали, что не оформляются допуски на высотные работы, используются краны, не принятые актом Ростехнадзора, отсутствует должная квалификация, а иногда и знание русского языка у стропальщиков. Кроме того, не соблюдается нормальная продолжительность трудового дня и порядка оплаты сверхурочных, несоблюдение СанПиНов на рабочем месте крановщиков, приводящих к тяжелым проблемам со здоровьем у работников.

По словам члена профкома первичной профсоюзной организации МПРА крановщика Юрия Шарипова, цель акции – привлечь внимание к проблеме и заставить работодателей соблюдать требования охраны труда.

Проблемы есть

Эксперты стройотрасли и специалисты в сфере охраны труда подтверждают актуальность проблемы. 

– Считаю, что требования казанских крановщиков в части соблюдения требований охраны и безопасности труда обоснованы, – говорит председатель Межрегиональной ассоциации охраны труда, руководитель рабочей группы ОП РТ по вопросам охраны труда и промышленной безопасности Фанил Габдрахманов. – Право на безопасный труд закреплено в Конституции России (ст. 37) и Конституции Татарстана (ст. 50), и любой коллектив и работник имеют право требовать разрешения трудовых споров с использованием установленных федеральным законом способов, включая право на забастовку. Каждый человек, идущий на работу, должен вернуться домой живым и здоровым. В строительном комплексе вопросы охраны труда всегда были и остаются крайне актуальными – здесь больше рисков по травматизму, об этом говорят цифры на федеральном уровне и мировая статистика.

А отличник охраны труда строительной отрасли РТ Владимир Гусев напоминает, что Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов так же, как и ПДД, «написаны кровью».

– Любой нюанс здесь имеет значение! – подчеркнул специалист. – Так, кран должен иметь противоугонные рельсовые захваты, быть оборудован анемометром с автоматическим включением сигнализации при достижении предельно допустимой скорости ветра, указанной в паспорте крана. Устройство крановых путей должно проводиться согласно ППР – проекту производства работ. Канаты и стропы должны соответствовать ГОСТ и иметь сертификаты, а грузоподъемный механизм должен быть зарегистрирован в Госгортехнадзоре (ранее – так называемый Котлонадзор). За ограждение крана не допускаются посторонние, к крановому рубильнику недопустимо подключать других потребителей. Наконец, на путях крана не должно быть никакого мусора! На деле же рельсовые путы часто эксплуатируются без ограждения, не производится постоянная нивелировка подкрановых путей и трамбовка основания, крановый рубильник не закрывается, нередко используется для подключения посторонних потребителей, тара и стропы регулярно не осматриваются…

В Минстрое РТ с требованием крановщиков в части обеспечения порядка в сфере безопасности труда, исправности оборудования и соблюдения норм ТК РФ полностью согласны.

- Обучение по охране труда и промышленной безопасности, обеспечение безопасных условий труда для крановщиков при эксплуатации башенных кранов, обеспечение трудовых прав и гарантий, в том числе установление оплаты труда, страхование жизни полностью ложится на арендодателя, - отметила пресс-служба Минстроя РТ.

В ведомстве сообщили, что крупные строительные организации республики не имеют собственных башенных кранов (кроме ООО «Ак Таш», «Евростиль», ПСО «Казань» и ряда других), арендуют их у специализированных организаций, которые в свою очередь имеют договорные отношения с машинистами башенных кранов.

Почему падают краны?

Результатом халатного отношения к технике безопасности становятся участившиеся в последнее время аварии с башенными кранами. Только в Казани за последние два года их было несколько. Так, в апреле 2018 года упал кран на стройплощадке по ул. Тукая, 31. Причиной стало нарушение баланса крана при опускании груза. В июне прошлого года казанцев впечатлили фотографии крана, упавшего на жилой 18-этажный дом по пр. А. Камалеева, тогда кран работал в шквалистый ветер. В мае текущего года обрыв троса повлек за собой падение стрелы башенного крана на стройплощадке жилого дома по ул. П. Лумумбы. А совсем недавно, 5 августа, на стройплощадке «Салават Купере» при подъеме плиты упал самоходный кран – сильный дождь размыл грунт основания площадки для крана.

В Приволжском управлении Ростехнадзора отметили, что башенные краны в настоящее время относятся к 4-му классу опасности и не подпадают под плановые проверки ведомства. Проверки проводятся лишь на основании поступивших обращений, жалоб, поручений Правительства РФ и прокуратуры. Например, в прошлом году в Казани проведены 93 проверки, привлечены к административной ответственности 15 должностных лиц и 17 юридических лиц, приостановлены 13 башенных кранов. За шесть месяцев 2019 года проведена 41 проверка, к ответственности привлечено 6 должностных и 5 юридических лиц, приостановлено 7 башенных кранов.

При проверках башенных кранов Ростехнадзор выявляет такие нарушения требований промышленной безопасности, как: эксплуатация подъемных сооружений с истекшими нормативными сроками службы; невыполнение работниками и специалистами предприятий требований должностных и производственных инструкций; введение крана в работу без участия инспектора Ростехнадзора; несоответствие проектов производства работ кранами (подъемниками) и технологических карт погрузочных работ реальным условиям и невыполнение требований, изложенных в них, и даже отсутствие на предприятиях необходимых нормативных правовых актов и нормативных технических документов, регламентирующих правила эксплуатации подъемных сооружений на опасных производственных объектах.

Учить, учить и еще раз учить

Еще один проблемный вопрос, особо отмеченный Ростехнадзором – это низкая квалификация крановщиков, стропальщиков и инженерно-технических работников. К работе допускается не обученный, не аттестованный в установленном порядке персонал.

– ИТР по надзору и обслуживанию грузоподъемных механизмов обязаны проходить обучение и раз в три года сдавать экзамен, а крановщики и стропальщики должны раз в год проходить проверку знаний! Работа крановщиков и стропальщиков должна быть организована не «абы как», а со всеми необходимыми нюансами – наличием на руках схемы строповки, списка перемещаемых грузов с указанием их массы, места и порядка складирования согласно ППР. Неукоснительно должны вестись журналы инструктажа рабочих и документация по грузоподъемным механизмам, - напоминает Владимир Гусев.

В вопросе подбора и найма персонала все – и крановщики, и эксперты – камнем преткновения в один голос назвали гастарбайтеров. Действительно, в строительном комплексе часто используется труд рабочих-гастарбайтеров, которые подчас плохо знают язык, что мешает конструктивному общению, а это нарушает весь процесс работы. Но эту проблему можно решить, считает Фанил Габдрахманов:

– Хороший пример - опыт одного финского застройщика, работающего в Казани. Частично эта компания также использует труд рабочих из стран СНГ и бывшего СССР. Однако для них проводится обучение, в том числе инструктажи по охране и безопасности труда, на их родных языках. Для узбеков – на узбекском, для таджиков – на таджикском. Даже учебные фильмы для гастарбайтеров переведены на их родные языки. Дело в том, что в конвенции Международной организации труда, которую соблюдает данная организация, закреплено, что работник должен получать информацию на понятном ему языке, иначе – он рискует своей жизнью и здоровьем. Хорошо обученный персонал не будет создавать проблем ни себе, ни работодателю, ни другим сотрудникам.

Вопросы подготовки кадров специально обсудили и на совещании в Минстрое РТ 7 августа. Эксперты Минстроя констатировали, что, несмотря на обилие курсов по обучению машинистов-крановщиков, в обучающем процессе отсутствует практическая составляющая – то есть машинист через 3 месяца прохождения обучения имеет лишь теоретическое представление о работе на высоте. Необходимых факультетов в транспортных техникумах нет.

Кто виноват и что делать?

Сами крановщики главную причину происходящего сегодня видят в том, что разрушена система контроля и надзора за соблюдением техники безопасности работы башенных кранов.

– При Советском Союзе в Казани был СМУ-2, куда входили разные СМУ и Управление механизации №1, которое и отвечало за работу кранов. Любые вопросы решались на уровне УМ-1 и СМУ-застройщика, либо на уровне головного стройтреста, – рассказывает Юрий Шарипов. – Сегодня эта связь разрушена. Строители, заказчики, подрядчики, владельцы кранов – все сами по себе. Требования техники безопасности, усложняют работодателям процесс строительства, замедляют его, от их соблюдения стремятся устраниться. А крановщик в этой ситуации оказывается крайним: он подвергает опасности свою жизнь и несет ответственность за жизнь других рабочих на стройке.

По мнению Владимира Гусева, решить проблемы охраны труда в строительном комплексе возможно. Для этого нужно, прежде всего, восстановить в полноценных функциях и полномочиях государственный надзор за крановыми работами и обеспечить регулярный контроль ведения техдокументации, закрепить в законодательстве четко прописанные штрафы за любое нарушение – заказчик и подрядчик должны понимать, что нарушать правила выйдет дороже. А допуск к работе на кране технически неграмотных специалистов необходимо квалифицировать как преступление, которое должно быть уголовно наказуемо.

– Сейчас главная проблема в том, что никто ничего не боится, – вторит эксперту Юрий Шарипов. – Вот в Красноярске 7 августа упал кран, погиб крановщик – но работодатели по-прежнему продолжают набирать неквалифицированный персонал, экономить на технике безопасности. За последние 8-10 лет я наблюдаю сильное, ощутимое падение уровня профессионализма практически на всех уровнях в сфере строительства. Результат – пренебрежение правилами работы и все более частые трагические происшествия. Только внедрение полноценной, крепкой системы контроля качества строительных работ – начиная с самых азов, с документации и заканчивая неотвратимой ответственностью за нарушения – может изменить эту катастрофическую ситуацию.

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:




Похожие статьи:
На стройке не бывает мелочей

Строить дома, не теряя людей

Алексей Ханнанов: «Против нас развернута информационная война»

Николай Кошман: Минстрой обязан сформировать строительную политику в России

Владимиру Якушеву, министру строительства и ЖКХ РФ

Наверх