Публичный аудит инвестпроектов » Информационное агентство "Строительство" - Татарстан

  Москва +19 °C.

21:30
«Галс-Девелопмент» построит новую очередь квартала «Невская Ратуша»


16:31
Что утратили власти Москвы при строительстве Юго-Восточной хорды столицы


14:35
Первые итоги нового финансирования строительства жилья: везде картина разная, но Сбербанк разрабатывает новый механизм участия


15:40
Минстрой инспектирует Ярославскую область


15:30
Гильотиной по административными барьерам в строительстве и ЖКХ. Именно таким методом строителей хотят избавить от ненужного в отрасли.


15:53
В МФК «Искра-Парк» появятся «умные апартаменты»


22:25
Реформы в строительной отрасли будут не простыми


13:37
Московские девелоперы предлагают «перезагрузить» рынок столичной недвижимости


12:57
Самые маленькие строители России получили награды отраслевого министерства


14:07
В Минстрое денежные призы и ценные подарки получили победители конкурса «Строймастер»


Архив публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
30 июн 10:24Эксперты

Публичный аудит инвестпроектов

Автор: [xfgiven_autor] [xfvalue_autor] [/xfgiven_autor]

Мазит Салихов, начальник ГАУ «УГЭЦ РТ», рассказывает о порядке проведения обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и об изменениях, внесенных в этот порядок.

 

30 апреля 2013 года принято постановление правительства РФ No 382 (далее— Постановление), обязывающее проводить публичный технологический и ценовой аудит крупных инвестиционно-строительных проектов с государственным участием, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Что такое публичный технологический и ценовой аудит?

Публичный технологический аудит инвестиционного проекта — это проведение экспертной оценки обоснования выбора проектируемых технологических и конструктивных решений по созданию в рамках инвестпроекта объекта капитального строительства. Оценивается их соответствие современному уровню развития техники и технологий, с учетом требований современных технологий производства, необходимых для функционирования объекта. Проводится оценка эксплуатационных расходов для повышения эффективности использования бюджетных средств, снижения стоимости и сокращения сроков строительства, повышения конкурентоспособности производства.

Ценовой аудит инвестиционного проекта — экспертная оценка стоимости объекта капитального строительства с учетом результатов публичного технологического аудита инвестиционного проекта.

Технологический и ценовой аудит (далее — ТЦА) — независимая экспертная оценка экономических, технических и технологических характеристик инвестпроекта на различных этапах его жизненного цикла.

Результат ТЦА — обоснованные предложения и рекомендации по оптимизации инвестиционного проекта.

Для каких объектов он нужен?

Публичный ТЦА проводится по инвестпроектам в отношении объектов капитального строительства, включенных и не включенных в федеральные целевые программы.

Данным Постановлением установлены ценовые показатели инвестиционных проектов в категории крупных — это их стоимость.

С 2018 года ТЦА проводится в отношении объектов капитального строительства сметной стоимостью 1,5 млрд руб. и более.

Публичный аудит не проводится в отношении инвестпроектов, сведения о которых составляют государственную тайну и в ряде других случаев:

  • если в отношении объектов капитального строительства используется экономически эффективная проектная документация повторного использования;
  • проведен ТЦА обоснования инвестиций в инвестпроект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства.

Какие изменения внесены в публичный ТЦА?

Действующая система публичного аудита выявила сложность и громоздкость процедур его проведения, что привело к значительным срокам аудита, отсутствию конкретных требований к лицам, проводящим аудит.

В связи с этим Минстрой РФ доработал и подготовил изменения в постановление No 382. Внесены следующие поправки:

  • уточнены этапы проведения ТЦА;
  • определены органы и организации по его проведению;
  • установлены требования к указанным организациям.

Согласно внесенным изменениям аудит проводится на следующих этапах:

  • на предпроектном этапе ТЦА позволяет оценить проект на предмет экономической и технологической целесообразности инвестиций в строительство, объем и сроки его осуществления;
  • этап проектирования — ТЦА позволяет оценить технологические, архитектурные, конструктивные и инженерно-технические решения на предмет их оптимальности и эффективности, достаточность данных. Оценить сметную документацию на предмет ее соответствия среднерыночным ценам на оборудование и материалы;
  • строительный этап — аудит целевого расходования средств, выделенных на строительство инвестиционного проекта, контроль сроков и объемов реализации.

Ранее в Положении отсутствовали критерии уровня квалификации исполнителей по проведению технологического и ценового аудита. Сейчас эти полномочия переданы от научно-экспертного совета Минобрнауки РФ экспертным организациям и исключена возможность проведения аудита физическими лицами.

С 6 февраля 2018 года в Положение внесены следующие изменения:

  • заявителем на 1-м этапе проведения публичного технологического и ценового аудита является застройщик;
  • публичный технологический и ценовой аудит проводится по инвестпроектам в отношении объектов капитального строительства, включенных и не включенных в федеральные целевые программы;
  • скорректирован порядок проведения 1-го этапа публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов;
  • Инвестиционный фонд РФ исключен из источников финансирования крупных инвестпроектов с госучастием, что связано с его упразднением.

Кто проводит аудит?

Экспертная организация, проводящая аудит, должна соответствовать следующим критериям:

  • опыт работы в области проведения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов или в области экспертизы проектной документации не менее 7 лет;
  • в том числе в отношении не менее 5 инвестиционных проектов стоимостью 1,5 млрд руб.;
  • наличие в штате по основному месту работы в экспертной организации не менее 10 экспертов, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий и включенных в реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, или работников, обладающих опытом работы в области проведения технологического и (или) ценового аудита не менее 5 лет.

Стоимость проведения ТЦА

За проведение 1-го этапа публичного технологического и ценового аудита и 2-го этапа публичного технологического аудита инвестиционных проектов, по которым проектная документация подлежит разработке, экспертными организациями соответственно взимается плата не выше

0,2% и 0,38% суммарной стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий.

За проведение публичного ТЦА проектов, по которым проектная документация в отношении объектов капитального строительства разработана, экспертными организациями взимается плата в размере, не превышающем 0,58% суммарной стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий. В размере указанной платы учитывается сумма налога на добавленную стоимость.

Плата за проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов включается в состав расходов на реализацию инвестиционного проекта в части расходов, предусмотренных главой 12 сводного сметного расчета стоимости строительства, в соответствии с пунктом 31 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением правительства РФ от 16.12 2008 No 87.

Как проводится публичный аудит

На 1-м этапе процедуры ТЦА обосновывается экономическая целесообразность, объем и сроки осуществления капитальных вложений в рамках реализации инвестиционного проекта.

Необходим ли в принципе этот проект для достижения поставленных государством стратегических задач.

Проводится оценка обоснования выбора основных архитектурных, конструктивных, технологических и инженерно-технических решений на предмет их оптимальности с учетом эксплуатационных расходов на реализацию инвестпроекта в процессе жизненного цикла и соответствия современному уровню развития техники и технологий.

Оценивается обоснование выбора технологических решений — отвечают ли они требованиям к основным характеристикам продукции, нет ли уже разработанных или альтернативных технологий, позволяющих обеспечить требования к основным характеристикам продукции. Оценка проводится, если в проекте предусмотрено создание новых или модернизация существующих технологий производства продукции гражданского назначения в соответствии с методикой проведения экспертной оценки соответствия современному уровню развития науки и техники.

Проводится оценка обоснования выбора основного технологического оборудования по укрупненной номенклатуре на предмет соответствия современному уровню развития техники и технологий.

Оцениваются сроки и этапы подготовки и реализации инвестиционного проекта на предмет их оптимальности.

Оценка предполагаемой (предельной) стоимости реализации инвестпроекта, включая оценку стоимости строительства по укрупненным нормативам цены строительства, проводится с учетом стоимости строительства аналогичных объектов, в том числе за рубежом. Такая оценка содержит сравнительный анализ стоимости реализации инвестиционного проекта с международными и отечественными аналогами, реализованными в сопоставимых условиях (при наличии).

Также производится оценка рисков реализации проекта, в том числе технологических, ценовых и финансовых, по срокам реализации инвестиционного проекта и его этапов.

ТЦА проводится в предусмотренные договором сроки, которые не должны превышать 45 дней. Для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства указанный срок может быть увеличен, но не более чем на 15 дней.

Результат проведения публичного ТЦА на 1-м этапе — положительное или отрицательное заключение, выданное экспертной организацией по форме, утвержденной приказом Минстроя РФ от 29.01.2018 No 45/пр.

В заключении должны быть отражены:

а) результаты оценки обоснования выбора основных архитектурных, конструктивных и инженерно-технических и технологических решений, сроков и этапов подготовки и реализации инвестиционного проекта, предполагаемой (предельной) стоимости реализации инвестиционного проекта, рисков реализации инвестиционного проекта;

б) сведения о соответствии результатов технологического и ценового аудита обоснования экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений требованиям к архитектурным, конструктивным, инженерно-техническим и технологическим решениям, основному технологическому оборудованию, срокам и этапам подготовки и реализации инвестиционного проекта, а также к предполагаемой (предельной) стоимости реализации инвестиционного проекта и его отдельных этапов, предусмотренным в задании на проектирование;

в) сведения о достаточности исходных данных, установленных в задании на проектирование, для разработки проектной документации и реализации проекта;

г) оценка возможности и целесообразности применения в инвестиционном проекте разработанных или разрабатываемых технологий, позволяющих обеспечить требования к основным характеристикам продукции (работ, услуг) в инвестиционных проектах, предусматривающих создание новых или модернизацию существующих технологий производства продукции — в случае наличия таких технологий.

В случае получения отрицательного заключения заявитель вправе представить документы на повторное проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, указанных в заключении. Плата за повторное проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта не взимается.

На 2-м этапе объектом публичного технологического аудита инвестиционного проекта является проектная документация на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

Предмет аудита — оценка принятых в проектной документации архитектурных, конструктивных, инженерно-технических и технологических решений для определения их соответствия:

а) решениям, установленным в задании на проектирование, с учетом формализуемых требований к таким решениям, определенных на 1-м этапе публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта;

б) современному уровню развития техники и технологий производства продукции (работ, услуг);

в) исходно-разрешительной документации на строительство.

На втором этапе проверяется, рационально ли выбраны технологии или существуют более дешевые и современные варианты. Достоверна ли цена строительства.

Результат проведения публичного технологического аудита инвестиционного проекта на 2-м этапе — сводное заключение о проведении публичного технологического аудита инвестпроекта, выданное экспертной организацией по форме, утвержденной Минстроем РФ.

Ценовой аудит на 2-м этапе определяет достоверность сметной стоимости объекта капитального строительства, планируемого к созданию в рамках инвестпроекта, в порядке, установленном постановлением правительства РФ от 18.05.2009 No 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства...».

Проведение 2-го этапа публичного технологического аудита проводится в срок, не превышающий 60 дней. Для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капстроительства указанный срок может быть увеличен, но не более чем на 15 дней.

Проведение публичного ТЦА проектов, по которым разработана проектная документация в отношении объектов капстроительства, осуществляется в 1 этап (в рамках процедуры 2-го этапа).

Если в ходе реализации инвестпроекта, получившего положительное сводное заключение ТЦА и положительное заключение о достоверности сметной стоимости, увеличилась сметная стоимость объекта или уменьшилась его мощность, то проводится повторный публичный технологический и ценовой аудит.

Также проводится публичный технологический и ценовой аудит объекта, который ранее не подлежал проведению обязательного ТЦА, если в ходе реализации инвестпроекта увеличилась сметная стоимость объекта капитального строительства и (или) изменилась его мощность и в результате этих изменений объект по критериям попал в категорию объектов, в отношении которых проводится ТЦА.

Результат публичного ТЦА объекта — итоговое заключение с выводом: привела ли реализация проекта к достижению изначально поставленных целей, насколько рационально и эффективно использованы инвестиции.

ТЦА инвестиционных проектов позволяет:

  • оценить эффективность и целесообразность инвестиционного проекта;
  • оценить все возможные риски реализации проекта, улучшить проектные решения, используемые ресурсы, основные технологические процессы и оборудование;
  • сократить сроки капитального строительства;
  • повысить конкурентоспособность производства, экологичность и энергоэффективность инвестиционного проекта и др.

ГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан» — организация, компетентная для проведения публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием.

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:




Похожие статьи:
Тимур Зинатуллин: цена дорог должна быть достоверной

XIV Международный конгресс «Энергоэффективность. XXI век. Инженерные методы снижения энергопотребления зданий»

Передача построенных социальных объектов на баланс государству – история с нюансами

Хамит Мавлияров: турбулентность в ценообразовании заканчивается

Владимиру Якушеву, министру строительства и ЖКХ РФ

Наверх