« Январь 2023 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |

Публичный аудит инвестпроектов
Мазит Салихов, начальник ГАУ «УГЭЦ РТ», рассказывает о порядке проведения обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и об изменениях, внесенных в этот порядок.
30 апреля 2013 года принято постановление правительства РФ No 382 (далее— Постановление), обязывающее проводить публичный технологический и ценовой аудит крупных инвестиционно-строительных проектов с государственным участием, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Что такое публичный технологический и ценовой аудит?
Публичный технологический аудит инвестиционного проекта — это проведение экспертной оценки обоснования выбора проектируемых технологических и конструктивных решений по созданию в рамках инвестпроекта объекта капитального строительства. Оценивается их соответствие современному уровню развития техники и технологий, с учетом требований современных технологий производства, необходимых для функционирования объекта. Проводится оценка эксплуатационных расходов для повышения эффективности использования бюджетных средств, снижения стоимости и сокращения сроков строительства, повышения конкурентоспособности производства.
Ценовой аудит инвестиционного проекта — экспертная оценка стоимости объекта капитального строительства с учетом результатов публичного технологического аудита инвестиционного проекта.
Технологический и ценовой аудит (далее — ТЦА) — независимая экспертная оценка экономических, технических и технологических характеристик инвестпроекта на различных этапах его жизненного цикла.
Результат ТЦА — обоснованные предложения и рекомендации по оптимизации инвестиционного проекта.
Для каких объектов он нужен?
Публичный ТЦА проводится по инвестпроектам в отношении объектов капитального строительства, включенных и не включенных в федеральные целевые программы.
Данным Постановлением установлены ценовые показатели инвестиционных проектов в категории крупных — это их стоимость.
С 2018 года ТЦА проводится в отношении объектов капитального строительства сметной стоимостью 1,5 млрд руб. и более.
Публичный аудит не проводится в отношении инвестпроектов, сведения о которых составляют государственную тайну и в ряде других случаев:
- если в отношении объектов капитального строительства используется экономически эффективная проектная документация повторного использования;
- проведен ТЦА обоснования инвестиций в инвестпроект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Какие изменения внесены в публичный ТЦА?
Действующая система публичного аудита выявила сложность и громоздкость процедур его проведения, что привело к значительным срокам аудита, отсутствию конкретных требований к лицам, проводящим аудит.
В связи с этим Минстрой РФ доработал и подготовил изменения в постановление No 382. Внесены следующие поправки:
- уточнены этапы проведения ТЦА;
- определены органы и организации по его проведению;
- установлены требования к указанным организациям.
Согласно внесенным изменениям аудит проводится на следующих этапах:
- на предпроектном этапе ТЦА позволяет оценить проект на предмет экономической и технологической целесообразности инвестиций в строительство, объем и сроки его осуществления;
- этап проектирования — ТЦА позволяет оценить технологические, архитектурные, конструктивные и инженерно-технические решения на предмет их оптимальности и эффективности, достаточность данных. Оценить сметную документацию на предмет ее соответствия среднерыночным ценам на оборудование и материалы;
- строительный этап — аудит целевого расходования средств, выделенных на строительство инвестиционного проекта, контроль сроков и объемов реализации.
Ранее в Положении отсутствовали критерии уровня квалификации исполнителей по проведению технологического и ценового аудита. Сейчас эти полномочия переданы от научно-экспертного совета Минобрнауки РФ экспертным организациям и исключена возможность проведения аудита физическими лицами.
С 6 февраля 2018 года в Положение внесены следующие изменения:
- заявителем на 1-м этапе проведения публичного технологического и ценового аудита является застройщик;
- публичный технологический и ценовой аудит проводится по инвестпроектам в отношении объектов капитального строительства, включенных и не включенных в федеральные целевые программы;
- скорректирован порядок проведения 1-го этапа публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов;
- Инвестиционный фонд РФ исключен из источников финансирования крупных инвестпроектов с госучастием, что связано с его упразднением.
Кто проводит аудит?
Экспертная организация, проводящая аудит, должна соответствовать следующим критериям:
- опыт работы в области проведения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов или в области экспертизы проектной документации не менее 7 лет;
- в том числе в отношении не менее 5 инвестиционных проектов стоимостью 1,5 млрд руб.;
- наличие в штате по основному месту работы в экспертной организации не менее 10 экспертов, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий и включенных в реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, или работников, обладающих опытом работы в области проведения технологического и (или) ценового аудита не менее 5 лет.
Стоимость проведения ТЦА
За проведение 1-го этапа публичного технологического и ценового аудита и 2-го этапа публичного технологического аудита инвестиционных проектов, по которым проектная документация подлежит разработке, экспертными организациями соответственно взимается плата не выше
0,2% и 0,38% суммарной стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий.
За проведение публичного ТЦА проектов, по которым проектная документация в отношении объектов капитального строительства разработана, экспертными организациями взимается плата в размере, не превышающем 0,58% суммарной стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий. В размере указанной платы учитывается сумма налога на добавленную стоимость.
Плата за проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов включается в состав расходов на реализацию инвестиционного проекта в части расходов, предусмотренных главой 12 сводного сметного расчета стоимости строительства, в соответствии с пунктом 31 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением правительства РФ от 16.12 2008 No 87.
Как проводится публичный аудит
На 1-м этапе процедуры ТЦА обосновывается экономическая целесообразность, объем и сроки осуществления капитальных вложений в рамках реализации инвестиционного проекта.
Необходим ли в принципе этот проект для достижения поставленных государством стратегических задач.
Проводится оценка обоснования выбора основных архитектурных, конструктивных, технологических и инженерно-технических решений на предмет их оптимальности с учетом эксплуатационных расходов на реализацию инвестпроекта в процессе жизненного цикла и соответствия современному уровню развития техники и технологий.
Оценивается обоснование выбора технологических решений — отвечают ли они требованиям к основным характеристикам продукции, нет ли уже разработанных или альтернативных технологий, позволяющих обеспечить требования к основным характеристикам продукции. Оценка проводится, если в проекте предусмотрено создание новых или модернизация существующих технологий производства продукции гражданского назначения в соответствии с методикой проведения экспертной оценки соответствия современному уровню развития науки и техники.
Проводится оценка обоснования выбора основного технологического оборудования по укрупненной номенклатуре на предмет соответствия современному уровню развития техники и технологий.
Оцениваются сроки и этапы подготовки и реализации инвестиционного проекта на предмет их оптимальности.
Оценка предполагаемой (предельной) стоимости реализации инвестпроекта, включая оценку стоимости строительства по укрупненным нормативам цены строительства, проводится с учетом стоимости строительства аналогичных объектов, в том числе за рубежом. Такая оценка содержит сравнительный анализ стоимости реализации инвестиционного проекта с международными и отечественными аналогами, реализованными в сопоставимых условиях (при наличии).
Также производится оценка рисков реализации проекта, в том числе технологических, ценовых и финансовых, по срокам реализации инвестиционного проекта и его этапов.
ТЦА проводится в предусмотренные договором сроки, которые не должны превышать 45 дней. Для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства указанный срок может быть увеличен, но не более чем на 15 дней.
Результат проведения публичного ТЦА на 1-м этапе — положительное или отрицательное заключение, выданное экспертной организацией по форме, утвержденной приказом Минстроя РФ от 29.01.2018 No 45/пр.
В заключении должны быть отражены:
а) результаты оценки обоснования выбора основных архитектурных, конструктивных и инженерно-технических и технологических решений, сроков и этапов подготовки и реализации инвестиционного проекта, предполагаемой (предельной) стоимости реализации инвестиционного проекта, рисков реализации инвестиционного проекта;
б) сведения о соответствии результатов технологического и ценового аудита обоснования экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений требованиям к архитектурным, конструктивным, инженерно-техническим и технологическим решениям, основному технологическому оборудованию, срокам и этапам подготовки и реализации инвестиционного проекта, а также к предполагаемой (предельной) стоимости реализации инвестиционного проекта и его отдельных этапов, предусмотренным в задании на проектирование;
в) сведения о достаточности исходных данных, установленных в задании на проектирование, для разработки проектной документации и реализации проекта;
г) оценка возможности и целесообразности применения в инвестиционном проекте разработанных или разрабатываемых технологий, позволяющих обеспечить требования к основным характеристикам продукции (работ, услуг) в инвестиционных проектах, предусматривающих создание новых или модернизацию существующих технологий производства продукции — в случае наличия таких технологий.
В случае получения отрицательного заключения заявитель вправе представить документы на повторное проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, указанных в заключении. Плата за повторное проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта не взимается.
На 2-м этапе объектом публичного технологического аудита инвестиционного проекта является проектная документация на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Предмет аудита — оценка принятых в проектной документации архитектурных, конструктивных, инженерно-технических и технологических решений для определения их соответствия:
а) решениям, установленным в задании на проектирование, с учетом формализуемых требований к таким решениям, определенных на 1-м этапе публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта;
б) современному уровню развития техники и технологий производства продукции (работ, услуг);
в) исходно-разрешительной документации на строительство.
На втором этапе проверяется, рационально ли выбраны технологии или существуют более дешевые и современные варианты. Достоверна ли цена строительства.
Результат проведения публичного технологического аудита инвестиционного проекта на 2-м этапе — сводное заключение о проведении публичного технологического аудита инвестпроекта, выданное экспертной организацией по форме, утвержденной Минстроем РФ.
Ценовой аудит на 2-м этапе определяет достоверность сметной стоимости объекта капитального строительства, планируемого к созданию в рамках инвестпроекта, в порядке, установленном постановлением правительства РФ от 18.05.2009 No 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства...».
Проведение 2-го этапа публичного технологического аудита проводится в срок, не превышающий 60 дней. Для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капстроительства указанный срок может быть увеличен, но не более чем на 15 дней.
Проведение публичного ТЦА проектов, по которым разработана проектная документация в отношении объектов капстроительства, осуществляется в 1 этап (в рамках процедуры 2-го этапа).
Если в ходе реализации инвестпроекта, получившего положительное сводное заключение ТЦА и положительное заключение о достоверности сметной стоимости, увеличилась сметная стоимость объекта или уменьшилась его мощность, то проводится повторный публичный технологический и ценовой аудит.
Также проводится публичный технологический и ценовой аудит объекта, который ранее не подлежал проведению обязательного ТЦА, если в ходе реализации инвестпроекта увеличилась сметная стоимость объекта капитального строительства и (или) изменилась его мощность и в результате этих изменений объект по критериям попал в категорию объектов, в отношении которых проводится ТЦА.
Результат публичного ТЦА объекта — итоговое заключение с выводом: привела ли реализация проекта к достижению изначально поставленных целей, насколько рационально и эффективно использованы инвестиции.
ТЦА инвестиционных проектов позволяет:
- оценить эффективность и целесообразность инвестиционного проекта;
- оценить все возможные риски реализации проекта, улучшить проектные решения, используемые ресурсы, основные технологические процессы и оборудование;
- сократить сроки капитального строительства;
- повысить конкурентоспособность производства, экологичность и энергоэффективность инвестиционного проекта и др.
ГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан» — организация, компетентная для проведения публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием.




