Генплан раздора » Информационное агентство "Строительство" - Татарстан

  Москва +4 °C.
Архив публикаций
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Генплан раздора

Автор: [xfgiven_autor] [xfvalue_autor] [/xfgiven_autor]

Новый генеральный план Казани вызвал немало споров и недовольств у горожан, что вылилось в масштабные общественные слушания. А что думают про новый градостроительный документ профессионалы? Мы опросили трех экспертов: градостроителя, эколога и представителя риэлтерского сообщества. У каждого нашлись свои замечания.

 

Александр Дембич, заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ, заслуженный архитектор РТ 

 

Генплан – один из самых важных документов градостроительного планирования, определяющий направления развития города. По нынешним требованиям расчетный срок действия генерального плана – 15 лет. В рамках этого срока могут быть какие-либо корректировки, если того требуют внешние обстоятельства – все-таки точное будущее на 15 лет вперед предвидеть сложно. 

Я думаю, на ближайшие 5-7 лет подготовленный сегодня к утверждению генеральный план город вполне устроит. В нем есть моменты, которые хотелось бы подправить, но мы понимаем, что в ближайшие 5-7 лет они все равно не будут реализованы, поэтому у нас еще есть время, чтобы внести эти поправки. Наряду с замечаниями необходимо отметить и положительные стороны обсуждаемого генплана.

Во-первых, он продолжает и развивает градостроительные тенденции, заложенные в генеральном плане 2007 года. Важнейшим моментом я считаю предложение сформировать и замкнуть начатое в предыдущие годы Большое Казанское кольцо. Сегодня оно не замкнуто, сделать это нужно в ближайшие годы.

Во-вторых, в рамках подготовки генплана разработчикам удалось согласовать с ОАО «РЖД» появление в Казани внутреннего железнодорожного кольца, которое соединит Юдино, Компрессорный завод, станцию «Вахитово», старый и новый железнодорожные вокзалы. Кольцо может быть использовано как альтернатива кольцевой линии метро, и это очень важно – у нас наконец-то появится кольцевая линия городской электрички, которая будет функционировать как наземное метро со стыковочными станциями с подземной линией метрополитена и важнейшими радиальными магистралями города. Это позволит создать несколько транспортно-пересадочных узлов, усовершенствовать транспортную систему города. 

Еще один положительный момент, который хочется отметить, – в генплане намечено порядка 18 радиальных дорог, подведенных от центра города к магистрали М-7, то есть к казанской окружной автодороге. Для сравнения, в прежнем генеральном плане, было предусмотрено всего несколько таких выходов. Окружная дорога менее загружена, и ее можно использовать по аналогии с МКАД в Москве. На мой взгляд, это тоже правильное решение. 

Если говорить о планировании территорий, то удачным можно считать предложение о создании на территории «Восточной дуги» нескольких городских участков, предназначенных для развития центров планировочных районов. По своему набору объектов обслуживания они будут дублировать общегородской центр, но при этом снимут с него часть нагрузки. И хотя их расположение вызывает определенные сомнения, это шаг к полицентричному развитию Казани.

Это важнейшие позитивные моменты, отличающие данный генплан от предыдущих. К его недостаткам я бы отнес, например, то, что заложенные автомобильные выходы к магистрали М-7, о которых я говорил, слабо дифференцированы. Их нужно более серьезно дифференцировать, поскольку среди них есть 3-4 наиболее важных, и там необходимо заложить магистраль классом больше, нежели все остальные. Надеюсь, в процессе реализации генплана этот момент будет учтен. Кроме того, я бы значительно усилил полицентричное развитие города, заложенное и в Стратегии развития Казани. Пока шаги в этом направлении, предложенные в генплане, недостаточны. 

Андрей Савельев, президент Гильдии риэлторов РТ

 

- На мой взгляд, генплан достаточно «сырой», содержит много непродуманных вещей и нуждается в доработке. Возьмем, к примеру, кольцевую дорогу, которая должна пройти по территории Советского и Приволжского районов: она должна быть построена, но не в тех границах, которые сейчас предлагаются в генплане. Эту дорогу вполне можно проложить без ущерба для жителей этих районов.

Считаю, что необходимо еще поработать над транспортной схемой. В частности, вернуть в ней опорную роль метрополитену. Этот вид транспорта в Казани сегодня называют экономически нецелесообразным. Но, во-первых, из пользования метрополитеном сейчас исключена большая часть города – с введением второй, третьей ветки метро уже будет пользоваться большинство горожан. Во-вторых, генплан должен  оперировать не только понятиями прибыльности или убыточности, а в первую очередь удовлетворять потребности горожан.

Кроме того, я отрицательно отношусь к преобладающей тенденции уплотнительной застройки города – считаю, что Казань может и должна расширяться. По сравнению с Самарой, Сочи, Санкт-Петербургом наш город довольно маленький, его можно проехать из одной крайней точки до другой за час. Плотная застройка не хорошо сказывается на рынке недвижимости, не последнюю роль в этом играет транспортная перегруженность города. Поэтому мы приветствуем то, что застройщики сегодня стали все чаще уходить в пригороды.

Нафиса Мингазова, заведующий кафедрой природообустройства и водопользования Института управления, экономики и финансов КФУ, доктор биологических наук, профессор

 

- У меня генплан вызывает беспокойство. Я сформировала целый ряд замечаний по этому документу, однако, вижу, что в его нынешнем виде они практически не учтены.

Прежде всего, генплан был разработан московскими специалистами, участие казанских исследователей – экологов, градостроителей – было эпизодическим, все предложения по участию местных специалистов были отвергнуты. И это очень печально, поскольку в итоге документ создавали люди, которые, как я сейчас понимаю, во многих случаях даже не выезжали на место, результатом чего стали транспортные пути, проведенные через поселки – строительство таких дорог потребует сноса жилых домов, что уже вызвало активные протесты населения. Основой планирования в данном случае был фондовый материал, зачастую уже устаревший, а не изучение живого городского пространства, не конкретные топографические, экологические, исторические исследования. Новый генплан не демонстрирует понимания особенностей территории, в нем много ошибок.

Если говорить об экологической стороне вопроса, то в генплане совершенно не учитывалась природная ценность территории. Мы подавали множество замечаний и предложений по всем районам города – в Управление архитектуры и градостроительства Казани, Дирекцию парков и скверов, эту работу мы выполнили абсолютно бесплатно.

Одним из главных предложений было привлечь к работе фирму, специализирующуюся именно на геологических исследованиях. Но этого так и не было сделано. Например, в создании проекта участвовали геологи, однако это несколько иное направление работы. Похожая подмена понятий имела место и при исчислении количества зеленых зон. Так, например, набережная реки Казанки названа зеленой зоной, в то время как она вся сделана из бетона, там вообще нет насаждений.

Не видно в генплане мер по улучшению экологического каркаса. На словах говорится об увеличении непрерывно озелененных территорий. Но на деле в их число попросту включили имеющееся внутридворовое, внутриквартальное озеленение. Таким образом, реального прироста озелененных зон нет, и экологическая обстановка в городе нисколько не улучшается.

Сильных сторон с точки зрения экологии в этом генплане я не увидела. Генплан, разрабатываемый в середине 2000-х годов, на мой взгляд, имел гораздо больше преимуществ. Там четко выделялись большие зеленые зоны, лучше была проработана теория экологического каркаса.

Данный же генплан создавался без учета ценности этой территории. Специалисты транслировали в нем свои проектные решения, делая город насыщенным, компактным, жестким, застроенным. Город не разрастается вширь, как в предшествующих проектах, а уплотняется внутри. А эта уплотнительная застройка печально известна по всей России. Меня лично этот момент также очень беспокоит. И это лишь часть замечаний, которые вызывает этот генплан.

"Стройэкспертиза в Татарстане"

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:




Похожие статьи:
Темное далёко девелопмента не за горами, а чиновники штампуют законы, чтобы добить тех, кто остался

Хани Рашид: «В каждой стране существуют барьеры, которые архитектору сложно преодолеть»

Неблагонадежный и невыездной архитектор Леонид Баталов: за отказ вступить в КПСС расплата была жесткой

Александр Ручьев: сегодня не стоит начинать девелоперский бизнес в России

Владимиру Якушеву, министру строительства и ЖКХ РФ

Наверх