Проектирование систем пожарной сигнализации: новые нормы и правила  » Информационное агентство "Строительство" - Татарстан

  Москва +5 °C, дождь.
Архив публикаций
«    Ноябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
09 апр 13:29АРХ&ПРОЕКТ

Проектирование систем пожарной сигнализации: новые нормы и правила 

Автор: [xfgiven_autor] [xfvalue_autor] [/xfgiven_autor]

О новых нормах проектирование систем пожарной сигнализации рассказывает Наталья Ямилова – главный эксперт Набережночелнинского зонального отдела ГАУ «УГЭЦ РТ», аттестованный по направлениям: 41. Системы автоматизации, 39. Системы связи и сигнализации, 2.3.2. Системы автоматизации, связи и сигнализации   

Порядок применения нормативных документов по пожарной безопасности установлен ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

а) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

б) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с   Федеральным законом
№ 184-ФЗ «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности, согласно ч. 3
ст. 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований данного Федерального закона.

Приказом Росстандарта от 14.07.2020 № 1190 утвержден «Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"». В данный перечень включены своды правил и национальные стандарты, используемые при проектировании систем противопожарной защиты (СП 6.13130.2013, СП 484.1311500.2020, СП 486.1311500.2020, СП 7.13130.2013, СП 8.13130.2020, СП 10.13130.2020, ГОСТ 31565-2012 и т.д.).

Порядок применения нормативных документов установлен ч. 5.2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ). Согласно ч. 5.2 ст. 49 ГрК РФ при проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в ч.5 ст. 49 ГрК РФ и действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет (в отношении  линейного объекта – на дату утверждения проекта планировки территории (ППТ)). В случае, если с даты выдачи ГПЗУ или даты утверждения ППТ прошло более полутора лет, при проведении экспертизы проектной документации осуществляется оценка ее соответствия требованиям, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу.

С учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действий разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», в случае если полуторогодовалый срок с даты выдачи ГПЗУ или с даты утверждения ППТ истекает в период с 07.04.2020 по 01.01.2021, то применение указанных документов в целях определения даты оценки проектной документации продлевается еще на один год.  Следовательно, оценка проектной документации в случае предоставления таких ГПЗУ или ППТ на соответствие требованиям технических регламентов, действовавшим на дату выдачи ГПЗУ или дату утверждения ППТ, при условии, что с даты выдачи ГПЗУ или с даты утверждения ППТ прошло не более 2,5 лет.

С 01.03.2021 введен в действие свод правил СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденный приказом МЧС России № 582 от 31.07.2020. СП 484.1311500.2020 введен взамен СП 5.13130.2009.

Стоит отметить, что действовавший ранее СП 5.13130.2009 разделен на три отдельных свода правил: 

- СП 485.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

-  СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования»; 

- СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Нормы и правила проектирования».

СП 484.1311500.2020 – не откорректированная редакция СП 5.13130.2009, а новый нормативный документ, с новыми трактовками проектирования системы пожарной сигнализации.

Зона контроля пожарной сигнализации, как отправная точка при проектировании

Одним из нововведений СП 484.1311500.2020 является разделение объекта на зоны контроля пожарной сигнализации (ЗКПС) и зоны защиты (зоны пожаротушения, оповещения и т. п.).

Деление объекта на ЗКПС должно проводиться для целей определения места возникновения пожара и автоматического формирования прибором приемно-контрольным пожарным (ППКП) или прибором приемно-контрольным и управления пожарным (ППКУП) сигналов управления систем пожарной автоматики, инженерным и технологическим оборудованием, а также для минимизации последствий при возникновении единичной неисправности линий связи системы пожарной сигнализации.

При делении объекта на ЗКПС следует учитывать размеры объекта и наличие других зон защиты. На основе ЗКПС сформированы требования к устойчивости систем (так, например, единичная неисправность в линии связи ЗКПС не должна приводить одновременно к потере автоматических  и ручных пожарных извещателей, а также к нарушению работоспособности других ЗКПС), а также требования к количеству извещателей (максимальная площадь одной ЗКПС составляет 2000 м2, ограничение по количеству пожарных извещателей в одной ЗКПС – не более 32 и не должна включать в себя более 5 смежных и изолированных помещений, расположенных на одном этаже объекта и в одном пожарном отсеке, при этом изолированные помещения должны иметь выход в общий коридор, холл, вестибюль и т.п., а их общая площадь не должны превышать 500 м2).

Стоит отметить, что СП 484.1311500.2020 вводит ограничение на общее количество пожарных извещателей, подключаемых к одному ППКП (не должно превышать 512), при этом суммарная контролируемая ими площадь не должна превышать 12 000 м2. Для приборов, имеющих защиту от возникновения системной ошибки, либо если при ее возникновении произойдет потеря связи ППКП не более чем с 512 пожарными извещателями, допускается подключение к одному ППКП более 512 пожарных извещателей и увеличение суммарной контролируемой ими площади до 48 000 м2.

В СП 484.1311500.2020 исключены все приложения, находившиеся ранее в
СП 5.13130.2009, единственное имеющееся приложение А носит название «Перечень зданий, сооружений и помещений, подлежащих оснащению безадресными и адресными системами пожарной сигнализации». Данное приложение накладывает ограничение на применение безадресных систем. Так, многоквартирные жилые дома при высоте здания до 28 м теперь следует оснащать безадресной пожарной сигнализацией, при высоте здания более 28 м – адресной пожарной сигнализацией. 

Отдельным пунктом нового свода правил оговорено требование по оборудованию жилых помещений (комнат), прихожих (при их наличии) и коридоров квартир автономными дымовыми пожарными извещателями вне зависимости от этажности зданий, в том числе в одноквартирных и блокированных жилых домах.

В СП 484.1311500.2020 предусмотрен запрет на выполнение системой пожарной автоматики функций, не связанных с противопожарной защитой (так называемые охранно-пожарные системы).

Алгоритмы принятия решения о пожаре

Введено понятие алгоритма - порядок приема, обработки, регистрации, логики формирования, отображения и выдачи сигналов, определяемый событиями по контролируемым входным и выходным сигналам. Принятие решения о возникновении пожара в заданной ЗКПС должно осуществляться выполнением одного из алгоритмов: A, B или C, причем для разных частей (помещений) объекта допускается использовать различные алгоритмы.

Определена зона контроля для точечных извещателей, представляющая собой круг, для аспирационных пожарных извещателей – совокупность зон контроля воздухозаборных отверстий, которые аналогичны дымовым точечным пожарным извещателям. 

Для реализации алгоритмов A и B в ЗКПС защищаемое помещение должно контролироваться не менее чем:

- двумя автоматическими безадресными пожарными извещателями при условии, что каждая точка помещения (площадь) контролируется двумя пожарными извещателями;

- одним автоматическим адресным пожарным извещателем при условии, что каждая точка помещения (площадь) контролируется одним пожарным извещателем.

Для реализации алгоритма С защищаемое помещение должно контролироваться не менее чем двумя автоматическими пожарными извещателями при условии, что каждая точка помещения (площадь) контролируется двумя пожарными извещателями.

При этом, выбор конкретного алгоритма осуществляет проектная организация при условии, что алгоритмы A и B могут применяться только для ЗКПС, которые не формируют сигналы управления СОУЭ 4-5 типов и АУПТ. Наличие контроля работоспособности в безадресном извещателе не оговорено.

Рис. 1 – Пример расстановки пожарных извещателей

На рис.1 слева приведен пример расстановки дымовых пожарных адресных извещателей для выполнения алгоритмов A и B, справа – пример расстановки пожарных дымовых безадресных извещателей для выполнения алгоритмов A, B и C, а также дымовых пожарных адресных извещателей для выполнения алгоритма C. 

При расстановке пожарных извещателей в защищаемом помещении не следует забывать о том, что при контроле каждой точки двумя пожарными извещателями их размещение рекомендовано осуществлять на максимально возможном расстоянии друг от друга (для аспирационных пожарных извещателей требование распространяется на воздухозаборные отверстия разных пожарных извещателей).

Подробное описание возможных вариантов расстановки извещателей с примерами и пояснениями приведено в статье И.Г. Неплохова, к.т.н., технического директора ГК «Пожтехника», опубликованной в журнале «Алгоритм Безопасности» №2, 2020.

О линейных дымовых извещателях

Расстояние между оптической осью дымового линейного извещателя и стеной, а также расстояние между оптическими осями осталось неизменным (не более 4,5 м и не более 9 м, соответственно), как и высота защищаемых помещений (до 21 м). Однако исключено требование о размещении линейных дымовых извещателей в 2 яруса при высоте помещения более 12 м, как и требование, предусматривающее расчет при размещении извещателей ниже 0,6 м от перекрытия. В данном случае расстояние между оптическими осями пожарных извещателей следует принять не более 25% от высоты установки извещателей, а расстояние между оптическими осями и стеной – не более 12,5 % высоты установки пожарного извещателя, при этом до пожарной нагрузки по вертикали расстояние должно быть не менее 2м. Оговорен запрет на установку линейных дымовых пожарных извещателей на сэндвич-панели.

Об установке оборудования 

Использование шкафов, боксов (монтажных устройств) возможно только при условии наличия соответствующей информации в технической документации изготовителя технического средства, в отношении которого планируется применение монтажных устройств. Приборы приемно-контрольные пожарные и приборы пожарные управления следует устанавливать в помещении пожарного поста. Допускается установка в других помещениях, при одновременном выполнении условий:

- обеспечение указанными устройствами уровня доступа 2 и уровня доступа 3 (для лиц, уполномоченных на принятие решений по изменению режимов работы технических средств и для лиц, осуществляющих техническое обслуживание и наладку системы пожарной автоматики объекта).

Введенные своды правил изменят сложившуюся за многие годы практику проектирования систем противопожарной защиты, выдвинув новые требования к надежности и безопасности. 



Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:




Похожие статьи:
Объектам культурного наследия - вторую жизнь

Техрегулирование в крупнопанельном домостроении

Отдельно стоящие котельные: строительство и реконструкция 

Cети связи: как проводить экспертизу?

Владимиру Якушеву, министру строительства и ЖКХ РФ


Опрос
Фото-курьез
Подогрев подъезда снаружи
Мероприятия

12 ноября 2020

Новое в законодательстве в градостроительной деятельности и ценообразовании в строительстве. Актуальные вопросы проведения государственной экспертизы проектной документации, проверки достоверности сметной стоимости и сметного нормирования в строительстве. Методы определения сметной стоимости строительства

Наверх