« Март 2023 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Региональные и местные нормативы проектирования
О соотношении и областях применения региональных и местных нормативов градостроительного проектирования
Автор статьи - Светлана Андреева, эксперт Набережночелнинского зонального отдела ГАУ «УГЭЦ РТ»
И в крупных, и в малых поселениях нередко возникают противоречия во время решения задач нового жилищного, общественного, делового и производственного строительства, реконструкции сложившейся застройки, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур и задач оздоровления окружающей среды, защиты природных и озелененных территорий, охраны исторических и культурных памятников, сохранения стабильности и комфорта условий для жителей сложившихся районов. Из-за этих противоречий появляются конфликты интересов городского сообщества, групп жителей отдельных районов и кварталов, граждан и юридических лиц.
Необходимым условием для достижения общественного согласия в области градостроительной политики является наличие законодательно установленных четких правовых норм и процедур подготовки, принятия и реализации градостроительных решений.
До принятия Градостроительного кодекса РФ разработка генеральных планов и другой градостроительной документации велась в соответствии с нормативно-техническими документами, регламентирующими градостроительное развитие территорий городов и сельских поселений.
Основным из таких документов, содержащим основные требования к планировке и застройке городских и сельских поселений, был СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Федеральным законом от 5.05.2014 N 131-ФЗ в Градостроительный кодекс РФ дополнительно включена Глава 3.1. Нормативы градостроительного проектирования (статьи с 29.1 по 29.4).
Законодательством о градостроительной деятельности определены региональные и местные нормативы градостроительного проектирования.
«Нормативы градостроительного проектирования подразделяются на:
1) региональные нормативы градостроительного проектирования;
2) местные нормативы градостроительного проектирования».
(статья 29.1 Градостроительного кодекса РФ)
Региональные нормативы утверждаются на уровне субъекта РФ. Местные нормативы утверждаются органами местного самоуправления. Нормативы местного уровня разрабатываются с учётом региональных нормативов и не должны им противоречить. В статье 29.1 Градостроительного кодекса РФ говорится, что систематизацию нормативов градостроительного проектирования по видам объектов регионального и местного значения обеспечивают органы исполнительной власти субъектов РФ.
Согласно статье 76 Конституции РФ, в части предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия действует федеральный закон.
Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования подлежат применению в части, не противоречащей требованиям технических регламентов, санитарных правил и документов по стандартизации, имеющих статус обязательных.
В СП 42.13330.2011, актуализированной редакции СНиП 2.07.01-89, определена область применения: «Настоящий документ распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования».
Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта РФ.
В Татарстане разработаны и утверждены Постановлением Кабинета Министров РТ от 27.12.2013 N 1071 республиканские нормативы градостроительного проектирования РТ (далее — РНГП), «конкретизирующие и развивающие основные положения действующих федеральных норм». Нормативы разработаны согласно требованиям Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Татарстан от 25.12.2010 № 98-ЗРТ «О градостроительной деятельности в Республике Татарстан», на основании статистических и демографических данных с учетом природно-климатических, социальных, экономических, национальных и территориальных особенностей республики.
Понятие «Нормативы градостроительного проектирования местного уровня» относительно новое, вступившее в силу 1.01.2015.
Местные нормативы градостроительного проектирования включают в себя:
а) нормативы градостроительного проектирования муниципального района;
б) нормативы градостроительного проектирования поселения;
в) нормативы градостроительного проектирования городского округа.
Для муниципального района эти нормативы устанавливают расчётные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности муниципального района объектами местного значения и максимально допустимого уровня их территориальной доступности для населения муниципального района.
Для поселения и городского округа нормативы устанавливают расчётные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения и объектами благоустройства территории и максимально допустимого уровня их территориальной доступности.
Нормативы местного уровня разрабатываются с учётом региональных нормативов градостроительного проектирования и действуют в части, не противоречащей региональным нормативам градостроительного проектирования. При этом, согласно части 2 статьи 29.4 Градостроительного кодекса, предельные значения расчётных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения в местных нормативах не могут быть ниже, чем в региональных. Предельные значения расчётных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения в местных нормативах также не могут быть выше предельных значений, указанных в региональных нормативах.
В Татарстане на данный момент разработаны местные нормативы градостроительного проектирования только для городского округа Казань (далее – МНГП), утвержденные решением Казанской городской Думы от 14.12.2016 N 8-12. Местные нормативы разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами РФ в области регулирования градостроительной деятельности, Законом Республики Татарстан от 25.12.2010 № 98-ЗРТ «О градостроительной деятельности», постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 14.08.2015 № 3071 «О выполнении научно-исследовательской работы по подготовке Проекта местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Казань» с целью конкретизации положений федерального законодательства в области градостроительства, республиканских нормативов градостроительного проектирования применительно к территории муниципального образования города Казани и носят социально ориентированный характер.
МНГП разработаны с учётом социально-демографического состава и плотности населения на территории города Казани, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования и предложений органов местного самоуправления и заинтересованных лиц. Нормативы также учитывают сложившуюся функционально-планировочную структуру муниципального образования города Казани и типологию застройки, основаны на результатах натурного обследования территории, социологического исследования, транспортного моделирования и геоинформационного моделирования типов застройки.
Региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения – расчётный показатель, и минимально допустимые уровни обеспеченности объектами местного значения.
В нормативах градостроительного проектирования могут устанавливаться радиусы обслуживания соответствующими учреждениями. Например, радиус обслуживания детскими дошкольными учреждениями, больницами, поликлиниками и другими подобными социально значимыми объектами.
Региональные нормативы градостроительного проектирования учитывают, что требования по доступности соответствующих объектов инфраструктуры будут отличаться для различных территорий в зависимости от плотности, численности и возраста населения, проживающего в том или ином населённом пункте.
Далее – несколько примеров того, как в местных нормативах в соответствии с особенностями муниципального образования конкретизируются и дополняются показатели, установленные в региональных нормативах.
- Нормы расчета размеров земельных участков для дошкольных образовательных организаций (в кв. м. на 1 место):
- в РНГП, при вместимости до 100 мест — 40, свыше 100 — 35;
- в МНГП, при вместимости до 100 мест — 44, свыше 100 — 38.
Нормы расчета размеров земельных участков для общеобразовательных организаций (в кв. м. на 1 место):
- в РНГП, при вместимости до 400 мест - 50; 400 - 500 мест - 60; 500 - 600 мест - 50; 600 - 800 мест - 40; 800 - 1100 мест - 33; 1100 - 1500 мест - 21; 1500 - 2000 мест - 17;
- в МНГП, при вместимости 500 - 600 мест - 55 кв. м; 600 - 800 мест - 45 кв. м; 800 - 1100 мест - 36 кв. м; 1100 - 1500 мест - 23 кв. м; более 1500 мест - 18 кв. м; более 2000 мест - 16 кв. м, но не менее 2,5 га.
Анализ приведенных примеров показывает, что МНГП конкретизируют и дополняют РНГП в целях увеличения размера земельного участка для образовательных организаций применительно к территории муниципального образования города Казани.
- Расчет количества машино-мест для временного и постоянного хранения автотранспорта жителей и посетителей жилого здания:
- в РНГП расчетное количество машино-мест для хранения автотранспорта зависит от типа жилого дома по уровню комфорта. Для временного хранения (машино-мест на 1 квартиру): 0,75 - для высококомфортного жилого дома; 0,63 - для комфортного; 0,24 - для массового; 0,16 - для социального; 0,25 - для специализированного. Для постоянного хранения (машино-мест на 100 кв.м. общей площади квартир): 2,9 - для высококомфортного жилого дома; 2,6 - для комфортного; 1,9 - для массового; 1,4 - для социального и 0,8 - для специализированного;
- в МНГП вместимость гостевых стоянок определяется из расчёта одно машино-место на 560 кв. м. общей площади квартир или 17,8 машино-мест на 10 тыс. кв. м. общей площади квартир. Для постоянного хранения автотранспорта – 1 машино-место на 66 кв. м общей площади квартир, но расчетное количество машино-мест может быть сокращено на 20%, если жилищное строительство ведётся в историческом центре города, на реорганизуемой территории или в радиусе 500 м доступности от станций метрополитена.
Если в РНГП расчетное количество машино-мест для хранения автотранспорта зависит от типа жилого дома по уровню комфорта, то при проектировании жилой застройки в Казани расчетное количество машино-мест зависит от общей площади квартир.
- Радиус доступности сооружений и устройств для хранения легкового автотранспорта жителей:
- в РНГП «Сооружения для хранения легковых автомобилей городского населения следует проектировать в радиусе доступности 250 - 300 метров от мест жительства автовладельцев, но не более чем 800 метров»;
- в МНГП «подземные автостоянки и наземные многоуровневые гаражи-стоянки размещаются в границах проекта планировки территории на расстоянии не более 500 м от проектируемой жилой застройки».
МНГП конкретизируют РНГП в части уменьшения радиуса доступности сооружений для хранения легковых автомобилей городского населения от мест жительства автовладельцев.
- Расчетное количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на приобъектных стоянках больниц:
- в РНГП, на 2015 год – 7 машино-мест на 100 коек, на 2025 год – 10 машино-мест на 100 коек;
- в МНГП, 1 машино-место на 5 работающих плюс 1 машино-место на 10 койко-мест;
Расчетное количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на приобъектных стоянках поликлиник:
- в РНГП, на 2015 год – 4 машино-места на 100 посещений, на 2025 год – 6 машино-места на 100 посещений;
- в МНГП, 1машино-место на 5 работающих плюс 1 машино-место на 50 посещений в смену.
При сравнении приведенных примеров можно увидеть, что для определении расчетного количества машино-мест в МНГП введена дополнительная расчетная единица – число работающих, а в РНГП выделен расчетный период.
Таким образом, на данный момент региональные и местные нормативы градостроительного проектирования — это та совокупность стандартов, которой необходимо придерживаться, включая стандарты обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, при проектировании, строительстве и реконструкции:
- жилых, общественно-деловых, производственных, рекреационных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктуры, специального назначения, сельскохозяйственного использования;
- зон размещения объектов историко-культурного наследия, обладающих признаками объектов культурного наследия;
- сети учреждений и предприятий социального обслуживания;
- объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.
Местные нормативы разрабатываются с учётом региональных, они развивают и конкретизируют их, но не могут предъявлять меньшие требования к минимально допустимому уровню обеспеченности объектами и большие требования к максимально допустимому уровню территориальной доступности объектов.
Так как в Татарстане местные нормативы разработаны лишь для городского округа Казань, то при проектировании, строительстве и реконструкции для муниципальных районов, поселений и городских округов республики обязательны к применению положения республиканских нормативов градостроительного проектирования Республики Татарстан.




